PUNTO CLUB
Рисунок Главная страница.
Коварство задних тормозов

Каждый автомобиль везет драгоценный груз - как минимум водителя. Между тем, если всерьез проверять тормоза, найдется немало почти неработоспособных. «Передовые технологии», переходящие от отцов к детям, еще в строю: потек тормозной цилиндр - перегни, пережми тормозную трубку и поезжай дальше, родимый! Не работает закисший ручник - не горюй, он на скорость не влияет; отказал регулятор давления - отключи, он регулирует только головную боль! Но часто тормоза отказывают даже у вполне добросовестных автомобилистов.
ДЕЛО СЛУЧАЯ
Мотор завалил стрелку спидометра за «140», когда показалась впереди знакомая деревня. Перед ней - неудобный, крутой, как на перекрестке, поворот вправо. Метров за 150 начал, как всегда, тормозить: 100...80...70... Вот тут и произошло то самое, о чем он уже никогда не забудет. Тормоза вдруг отказали - будто их тавотом смазали. А на скорости под 60 в поворот не вписаться! Вынесло машину на «встречку», оттуда на обочину. Слава всевышнему - канава была неглубока, машина остановилась в чьих-то подсолнухах, отделавшись царапинами.
Спустя минуту снова выехал на дорогу, попробовал тормоза, а они в полном ажуре. Что же случилось?
ФОРС-МАЖОР
Испытания (тесты) различных агрегатов, узлов, деталей автомобиля проводят в соответствии с требованиями многочисленных ГОСТов, ОСТов и прочих руководящих документов. Но случается, что реальные ситуации из жизни автомобиля упущены. Описанный нами эффект знаком многим, и не всем так везло.
Когда он обгонял одного, другого, третьего, то раз за разом энергично тормозя, колодки, конечно, сильно нагрелись, но еще не достигли недопустимого, запредельного теплового состояния. Доконало последнее - затяжное торможение, начатое на очень высокой скорости, когда в каждую секунду колодки воспринимали непомерное количество тепла. Что с ними произошло - оплавление ли рабочей поверхности, выделение каких-то смол, газов, пусть ответят специалисты. Для нас же важен сам факт.
А наш герой смог бы нормально оттормозитъся, когда бы сделал одно из двух: нажимал на педаль прерывисто, как делают на льду, или же с первой секунды - всей силой, чтобы колеса блокировались! При сносе можно на мгновение педаль отпускать, чтобы держать контроль над машиной.
В первом случае колодки, отходя от диска, охлаждаются воздухом. Немного, но все же достаточно, чтобы прекратить их скольжение. Во втором почти вся работа но торможению ложится на шины. Да, это плохо для них, но речь-то идет о "форс-мажоре"! Лучше убить шины, чем себя или еще кого-то. Кстати, то, о чем здесь речь, чаше случается с полностью нагруженными или перегруженными машинами. Причина очевидна. Еще больше вероятность недопустимого перегрева тормозов, когда основную работу берут на себя только передние колодки.
К сожалению, некоторые из нас считают, что более мощные передние тормоза сами справятся в любой ситуации. Так ли это? Ведь при торможении используется уже не весь сцепной вес машины, а только та его часть, что несут заторможенные колеса - «нагрузка на ось».
КОВАРСТВО ЗАДНИХ ТОРМОЗОВ
Нагрузка на ось - вещь серьезная. Положим, автомобиль массой 1300 кг весит (округлим) 13 000 Н - и, пока неподвижен (рис. а), на переднюю ось приходится 6200 Н, а на заднюю -6800 Н. При торможении (б) картина другая. Например, при интенсивном, с замедлением 8 м/с2, передняя ось "догрузится- аж до 9670 Н1 Задняя же разгрузится до 3330 Н (в). Все просто -и для случая, когда тормозят все колеса, задача легко решаема. Конечно, чем меньше замедление, тем слабей перераспределение нагрузки.
Покажем здесь и значения тормозных сил по осям Ртп и Р-рз, а также суммарную, от всех колес - РТСУММ- Нетрудно заметить, что при отказе задних тормозов величины Рх.сумь, для различных замедлений придется возложить только на передние, а их ограничивает сила сцепления колес с дорогой - РСЦ.П! Результат: самое большое замедление, доступное тормозам передних колес, теперь около 5 м/сЛ (С задними, при неработающих передних, и того хуже: предел - 3,3 м/с2 - они действительно менее эффективны!).
А теперь при одном и том же замедлении, например, 5 м/с2, сравним нагрузку передних тормозов, работающих в одиночку, с их нагрузкой на исправной машине. Оказывается, при средних замедлениях, которые мы используем чаше, бездействующие задние тормоза заставляют работать передние раза в полтора больше!
Конечно, чем больше тормозная нагрузка на одну ось, тем сильнее нагрев дисков и колодок, а заодно их износ, не говоря уже об износе шин. Результат плачевный: даже на отличном, шершавом покрытии порой не удается получить замедление больше 3,5-4 м/с2, а при многократных торможениях на высокой скорости практически неизбежен катастрофический перегрев колодок.
Почему же у многих плохо тормозят именно задние колеса? Виной тому лень. Добраться к их колодкам сложнее, к тому же, в отличие от передних, они не на виду, а загрязняются, замасливаются чаше. Не попадаются ленивым на глаза и регулятор давления, и тросовый привод ручника, из-за которых задние тормоза тоже порой «бастуют». К тому же немало у нас спокойных водителей, привыкших ездить, не прибегая к экстренному торможению. О том, что задние тормоза машины не работают, они иногда узнают слишком поздно.
А ЕЩЕ УСИЛИТЕЛЬ И ДИСК
От чего еще зависит эффективность торможения? Сравним ВАЗ-2101 и ВАЗ-2105. Механизмы их тормозов почти идентичны, с одной лишь «маленькой» разницей: у «копейки» не было вакуумного усилителя, а у «пятерки» он есть. Пересев с одной машины на другую, каждый заметит разницу: «копейку», при прочих равных условиях, можно остановить не хуже, но давить на педаль придется куда сильнее, а потому возникает ощущение, что ВАЗ-2101 тормозит неохотно. При неисправностях усилителя могут «потяжелеть» тормоза любого автомобиля. Не стоит об этом забывать.
Важную роль, наряду с колодками, играют рабочие поверхности тормозных дисков и барабанов. То, что их загрязнение или замасливание недопустимо, само собой разумеется, но нужно еще, чтобы у них не было глубоких рисок, кольцевых бороздок, иначе добиться полноценного прилегания колодок не удастся.
Наконец, и те, и другие часто страдают тем, о чем не раз говорилось на
страницах ЗР: если диск или барабан из-за температурных деформаций коробится и приобретает биение (осевое для диска, радиальное для барабана), то и в этом случае, особенно при большой скорости, полноценного торможения не жди: колодки вибрируют, отскакивают, трясут педаль. Ремонта не избежать.

Hosted by uCoz