PUNTO CLUB |
Главная страница. |
Промывка двигателя
Каждый раз при замене масла вы задумываетесь: стоит ли промывать двигатель и как это делать? Скажем так: единого мнения у специалистов на этот счет нет. Например, в производственной программе фирмы Shell до середины 90-х гг. вообще не было предусмотрено промывочное масло. Дело в том, что все моторные масла имеют в своем составе моющие и иные присадки. Поэтому при правильной эксплуатации (своевременной замене масла) в двигателе не должны образовываться никакие отложения, все продукты износа двигателя и разложения масла остаются в нем же или в фильтре. При замене масла вся эта гадость должна покинуть мотор. Но это в теории. На практике получается несколько иначе. Во-первых, при последовательном использовании в одном моторе различных марок масла отложения все же могут образовываться ввиду того, что состав присадок у разных фирм различен. То есть присадка одной фирмы может не смыть со стенок ингредиенты другой. Тот же эффект возникает при доливе иной марки масла. Во-вторых, стойкость присадок зависит не только от срока эксплуатации, но и от условий работы двигателя, и при кратковременном перегреве масло может потерять свои свойства. Это же относится к изношенным моторам, где в картер прорываются горячие выхлопные газы. В-третьих, некоторые автолюбители иногда применяют масла, не предназначенные для данного типа двигателя. Бывает, что попадаются бракованные или подделанные масляные фильтры, которые также не способствуют нормальной эксплуатации масла. В результате всех этих причин масло не только окисляется, но и может закоксоваться, что приводит к образованию несмываемого налета и даже забиванию вредными отложениями масляных каналов двигателя. После слива какая-то часть такого масла останется в системе и, вступив в реакцию со свежим маслом, значительно снизит ресурс последнего. Следовательно, залитое масло, не выработав свой срок, начнет усугублять ситуацию с отложениями. Процесс становится необратимым. Когда же промывка необходима ? При постоянном использовании минерального масла промывать двигатель нужно при каждой смене масла. Дело в том, что со старым маслом удаляется лишь малая часть грязи, что циркулирует вместе с маслом по каналам системы смазки. Ведь со временем двигатель изнутри обрастает различными отложениями: в наиболее горячих местах — нагарами и лаками, в умеренно нагретых — мазями и шламами. Моющие присадки, содержащиеся в масле, с серьезными наростами справляются плохо, потому что, во-первых, рассчитаны лишь на легкую мойку; во-вторых, сами разрушаются в процессе работы. Таким образом, старое масло сливается, а наросты остаются. Остается и немного масла — окислившегося, грязного, вредного. Ведь полностью слить или выкачать его из картера невозможно. Если не промывать двигатель, то старое масло смешивается со свежим и существенно ухудшает его качество. Если же вы раньше пользовались минеральным маслом, а теперь хотите залить «синтетику» или «полусинтетику», то промыть двигатель просто необходимо, поскольку более качественное масло может вымыть те отложения, которые оставило минеральное масло и, не дай Бог, забить масляные каналы и фильтр; а возможность превращения «синтетики» в желе мы ранее уже обсуждали. Если вы пользуетесь синтетическим или полусинтетическим маслом постоянно, то процедуру промывки лучше проводить раз в три-четыре смены. Если же вы постоянно используете синтетическое или полусинтетическое масло одного производителя, то промывать систему смазки между заменами не нужно. В случае же перехода на новую марку масла двигатель следует промыть. Лучше использовать промывочное масло того же производителя, что и заливаемое новое моторное. Применив промывку, фильтр рекомендуется сменить через 2 тыс. км, затем 6— 8 тыс. км и на 2—4 тыс. км снизить пробег до следующей смены масла. Однозначно требуется промывка после аварийных ситуаций, когда приходилось масла смешивать или употреблять масло неизвестного происхождения, когда есть подозрение, что масло попалось фальшивое. Промывка нужна, когда осуществляется переход с масла классом ниже на масло классом выше (как по классификации SАЕ, так и АРI). Обычно перед зимой с минерального на полусинтетическое переходят многие автовладельцы, независимо от года выпуска автомобиля. Имеющиеся в продаже промывочные препараты можно условно разделить на две группы: — малообъемные — так называемые «пятиминутки»: — полнообъемные — промывочные масла, заливаемые вместо старого масла. Промывочное масло — это, как правило, обычное масло (его основа может быть минеральной или синтетической), только в особой «комплектации» — с перекосом в сторону моющих присадок, т. е. другие тоже присутствуют, но их функция — поддержать мотор только на время промывки. Такое масло имеет существенно лучшие возможности создать стабильный раствор шлама и вынести его из мотора. Технология замены масла проста: после слива старого масла заливается промывочное, двигатель заводят и дают ему поработать на холостых оборотах несколько минут (конкретное время указывается в инструкции). Поскольку у «промывки» пониженные смазочные свойства, ни в коем случае нельзя проводить процедуру на повышенных оборотах. Затем вся промывка тщательно сливается, меняется фильтр и заливается новое масло. «Пятиминутки» — различные присадки, расфасованные в небольшие флаконы, они восстанавливают моющие средства отработавшего масла. Их добавляют в старое масло и дают двигателю поработать минут пять. Остальной процесс тот же, что и с промывочным маслом. Фильтр меняется только перед заливкой свежего масла. Как правило, у «пятиминутки» очень хорошие моющие свойства — она отковыривает грязь со стенок очень усердно, но функции выносящего шлам агента должно выполнить масло, которое уже к этому времени насосалось грязи и больше его растворить в себе не может. Функции сохранения мотора также лежат на остатках масла. Нельзя заблуждаться насчет их абсолютной безвредности. При работе с данными препаратами необходимо строго соблюдать инструкции по применению. Водка тоже является активным препаратом и хороша, когда в меру, и большинство из вас прекрасно знает, что бывает с организмом, когда наступает перебор. То же бывает и с двигателем, когда его хозяин, знающий или думающий, что знает больше, чем разработчики данных препаратов, пытается добиться более качественной промывки двигателя путем увеличения времени, необходимого для промывки или увеличения объема промывочного состава в процентном соотношении к объему масляной ванны двигателя, а также избирает форсированные режимы работы двигателя во время промывки. Вот и текут сальники, а хозяева при этом начинают винить все и вся, кроме себя, конечно. Так что, если написано в инструкции, что двигатель с присадкой должен работать на холостых оборотах в течение 5 или 10 минут, то так и нужно поступать, а не заставлять чадить движок в течение получаса, да еще и пригазовывать время от времени, приговаривая: «Кашу маслом не испортишь». Уже доказано, что использование данных присадок свыше установленного лимита времени или увеличение объема промывки никакой дополнительной пользы не приносит, а наоборот, может сыграть с двигателем злую шутку. «Пятиминутки» пагубно влияют на прокладки. Кроме того, при сливе отработанного масла в двигателе остается от 3 до 7 процентов масла (по другим источникам — до 20). При промывке остаются те же 3—7%, но уже не масла, а промывочных жидкостей, но ведь они не рассчитаны на длительную работу. Известен случай, когда один автовладелец, переходя с синтетического высокотехнологичного масла одной фирмы на столь же качественный продукт другой фирмы, решил промыть двигатель с помощью специального моющего средства. И, в результате, «посадил» двигатель. Ведь после промывки в системе остался несливной остаток концентрированного средства с большим количеством присадок. Удалить их полностью невозможно, так что свое отрицательное воздействие на залитое свежее масло они окажут. Использование «пятиминуток» оправдано только при очень сильно загрязненных моторах с большой осторожностью. В остальных случаях желательно применять полнообъемное промывочное масло (масляная основа при смешивании со вновь залитым маслом не изменит его характеристик — ведь в хороших маслах количество присадок четко сбалансировано, причем все они действуют мягко и в течение длительного времени). Или можно вообще залить минимально разрешенное количество того масла, которое вы будете использовать в дальнейшем, дать возможность двигателю поработать и слить его. Самая безопасная промывка — моторным маслом, имеющим в своем составе сбалансированный пакет моющих присадок, до тех пор, пока не будет сливаться светлое масло. Удовольствие это дорогое — придется истратить минимум 12 л масла и три фильтра. Поэтому, если двигатель работает нормально, то плюньте на все спецсредства, используйте обычное промывочное масло и не скупитесь на фильтры. К сожалению, промывочные масла активно подделывают и на поверку многие промывочные масла часто оказываются не чем иным, как нейтральным маслом — базой или даже просто обычной «веретенкой», без каких-либо присадок, способствующих удалению загрязнений и отложений, не говори уже о лаковых пленках. По заключению специалистов, данными составами можно лишь ополаскивать двигатель после процесса промывки активными составами, да и то не всеми. Эффект от применения таких масел равняется грязным рукам, вымытым без мыла «И воду испортил, и руки толком не отмыл». Хотя чисто визуальный «эффект», как говорится, налицо: вы заливаете почти прозрачное чистое масло и после 15—30 минут сливаете черное масло, сравнимое лишь с отработкой. Такой эффект объясняется довольно просто: в любом двигателе есть так называемый «несливной» остаток, он-то и красит наше масло. При применении некачественных препаратов можно снизить количество противоизносных и противозадирных присадок, содержащихся в масле, до опасного уровня. Даже небольшая нагрузка двигателя с таким «маслом» может привести к задирам вкладышей кривошинно-шатунного механизма — применение любой промывки резко увеличивает концентрацию в масле шлама и других нерастворимых в масле частиц, смываемых со стенок и каналов двигателя. Если учесть, что масляный фильтр к моменту промывки, как правило, уже грязный, то возникает опасность открытия перепускного клапана и поступления грязного масла в масляную магистраль вообще без фильтрации. Кроме того, шлам может частично закупорить сетку маслоприемника, что просто приведет к масляному голоданию. В прокладках и сальниках двигателя с течением времени образуются микротрещины. В этих трещинках осаждаются частички шлама, которые выполняют роль своеобразного герметика. Естественно, что промывочные жидкости имеют высокую моющую способность и вымывают из этих трещинок шлам. Таким образом, после активной промывки мотор может потечь. Попробуем оценить риски при промывке двигателя: - если мы заливаем «пятиминутку» в «убитое» масло и грязный мотор — мы сильно рискуем; - если льем «пятиминутку» в грязный мотор, но масло еще относительно свежее — мы рискуем значительно меньше; - если льем промывочное масло в грязный мотор — мы почти не рискуем; - если льем обычное (промежуточное) масло на 1 — 2 тыс. км — риска практически нет. Если вы приобрели подержанный автомобиль и состояние двигателя далеко от идеального — есть нагар, лаковые поверхности, шламы (а вы-то не прочь предложить автомобилю дорогое масло), придерживайтесь правила ступенчатого перехода. Сначала залейте промывочное масло и дайте двигателю поработать 20—30 минут. Затем слейте его и залейте качественное минеральное масло, желательно самое «простенькое» из ассортимента, естественно, в соответствии с рекомендованными для вашего мотора условиями по SАЕ и АРI. В следующую замену масла через 1—2 тыс. км влейте более дорогой продукт и т.д. Если вы заметили, что вдруг увеличивается расход масла, начинают потеть сальники, то либо немедленно возвращайтесь на ступеньку назад и на ней и оставайтесь, либо меняйте сальники или вообще отдавайте двигатель в капремонт. Как в любом ответственном деле, только правильный выбор качественных промывки и масла, а также тщательное соблюдение технологии их применения, указанной заводом-изготовителем данных препаратов и, наконец, четко выраженная периодичность при работе с данными препаратами смогут продлить здоровье двигателя вашего четырехколесного друга. Выбор — только за вами. Помните, сервисная книжка вашего автомобиля содержит рекомендации, соответствующие нормальным условиям эксплуатации и пробега. Если вы делаете много коротких поездок или слишком часто запускаете холодный двигатель, то масло необходимо менять вдвое чаще рекомендованного межсервисного интервала. Кроме того, всегда предпочтительнее частая смена масла, чем длительная эксплуатация с последующей интенсивной промывкой. |