PUNTO CLUB
Главная страница.
Вибрации при торможении

Тема самая горячая. При торможении сильно вибрирует педаль, отдает в руль. Неприятно. А еще кажется, что само торможение потеряло эффективность - на больших скоростях останавливать машину стало труднее.
Случаи далеко не единичные. Во-первых, на наших дорогах что-либо согнуть всегда проще, чем не согнуть, и машину приходится дотошно осматривать. Во-вторых, тормоза и сами по себе способны выкинуть коленце, даже на машине очень аккуратного и умелого хозяина.
Разумеется, на автомобилях «только что с конвейера» тормоза в порядке. Но по мере «освоения» (и обкатки) дорогой покупки владельцы заглядывают все дальше за вчерашние горизонты, требуя от машины порой невозможного. И тормозам тут крепко достается. Вообразите, какой тепловой удар испытывают тормозные колодки и диски, если экстренно останавливают полностью нагруженную машину, только что мчавшуюся на скорости 150 км/ч! В несколько мгновений рабочее полотно диска нагревается почти докрасна, а ступица остается относительно холодной. Результат - чрезмерные термические напряжения в этой детали и... ее деформация. После остывания диск не обязательно вернется к исходной форме: часто он остается покоробленным. Результат - большое (иногда до половины миллиметра и больше) осевое биение. Теперь торможение сопровождается тряской. По нормативам биение не должно превышать 0,15 мм. По опыту, даже при 0,2 мм неравномерная работа колодок еще мало ощутима, особенно если скорость движения невелика. Но «быстрые» ездоки должны хорошо представлять: требования к качеству тормозов тем выше, чем напряженнее стиль езды. Вот эти-то в первую очередь и нарываются на коробление дисков. Запредельных торможений часто не выдерживают даже вентилируемые. Видно, тепловая нагрузка может быть столь велика, что воздушное охлаждение с задачей не справляется.
Начинаем с измерений: нужно оценить биение не только тормозных дисков, но и колес. Как это ни печально, далеко не всякий автовладелец способен отличать тряску из-за кривых колес от вибраций, вызванных кривыми тормозными дисками. Хотя вроде бы все просто: в первом случае машину лихорадит независимо от торможения, во втором - именно при торможении. Но есть и осложняющие факторы. Например, неисправности в «рулевом» и в подвеске. Частенько при торможении, когда машина опускает нос, биения колес ощутимее передаются на кузов, а люфты создают дополнительный шум. И кому-то кажется, что трясут тормоза, а на деле они ни при чем.
Очевидно, что биение тормозного диска можно свести к минимуму, проточив его. Но как это сделать? Профессиональный ремонтник не может не считаться с официальными технологиями. Но про использование токарного станка в данном случае почти ничего нет.
Проверив машину, обнаружили, что тормозные диски сильно изношены. Надо менять. Но опять-таки - как? В продаже встречаются всевозможные диски от многочисленных производителей. Заметим: «в идеале» должен продаваться комплект - диск со ступицей, на которой он окончательно протачивается. В магазинах же полным-полно дисков, предлагаемых без ступиц. Что будет делать автовладелец, если новый диск на старой ступице отзовется недопустимым биением?
Поставив диск, сразу проверяем биение. Сверх нормы? Не обязательно виноват диск. Проверить стоит и ступицу: не раз случалось, что сильный удар в колесо ее деформировал - это приводило к биению не только диска, но и самого колеса, а заодно - к повреждению подшипников. Биение диска - своего рода «конечный результат». Стараемся так собрать узел, чтобы осевое биение диска было минимальным. И здесь свои правила. Например, привалочную поверхность ступицы тщательно (до чистого металла) очищаем от грязи и следов коррозии. Не допускаем в отверстиях диска заусенцев. С ними биения избежать трудно.
Кстати, уже при закупке дисков придерживаемся определенных правил. Скажем, толщина нового, не работавшего, должна быть на миллиметр больше допустимой с учетом износа. Не меньше 11,8 мм (невентилируемый диск) или 18,8 мм (вентилируемый). Иначе не будет запаса на износ.
Рабочие поверхности диска должны быть чисто обработаны (лучше - шлифованные). Не покупаем изделий неупакованных, незащищенных промасленной бумагой. Диск - деталь не только высокоточная, но и... массивная! Если их везут «навалом», а потом выгружают из кузова, пиная ногами, говорить о точности поздно. Упав на твердый пол, диск деформируется. Наконец, напомню, что у всякого торговца должен быть сертификат на эту продукцию: тормозные диски вошли в перечень запчастей и деталей, с 1 января 1996 года подлежащих обязательной сертификации.
Если диск в паре со старой ступицей обнаруживает чрезмерное биение, их можно «примирить» - например, сместив на 180°. Если и этого мало, промерив биение диска, найти место, куда подкладываем алюминиевую фольгу. Нередко это дает хорошие результаты. Впрочем, мы уже говорим о крайней мере. Гораздо проще заменить диск другим. В заключение - «спецпожелание» лихачам. Учтите, что ни один узел машины не рассчитан на чрезмерные перегрузки - иначе отказа, а то и поломки не избежать. Не в последнюю очередь это относится и к тормозам.

Hosted by uCoz