PUNTO CLUB |
Главная страница. |
Шины для зимы: узкие или широкие?
Современный легковой автомобиль, как правило, предусматривает возможность использования шин нескольких размерностей. При этом производитель не всегда оговаривает предпочтительные варианты, отдавая право выбора потребителю. Конечно, существует устоявшееся мнение, что для зимы колеса стоит выбирать поуже: дескать, они будут лучше продавливать снежную кашу, быстрее достигая тверди. Косвенно это подтверждает спортивный опыт: современные шины для зимних гонок чуть ли не вдвое «тоньше» летних. Но в спорте свои, весьма специфичные законы движения. Эксперты «За рулем» задумали оценить «за» и «против» узких и широких 14-дюймовых зимних шин — и подтвердить или опровергнуть устоявшееся мнение. Границы эксперимента решили немного расширить, дополнив соперничество двух размерностей еще одной задачкой — с шипами или без. Таким образом, в тесте участвуют автомобиль-шиноноситель ВАЗ-2111 и три комплекта заведомо хороших зимних шин размерности 185/65Р14 и 175/65В14. При оценке управляемости узкая шина 175/65Я14 с первых минут знакомства подкупает четким, стабильным поведением автомобиля на заснеженной дороге. В этой обуви «одиннадцатая» весьма терпима к колеям и прочим огрехам зимнего покрытия, почти не утомляет водителя рысканиями даже на высокой (120-130 км/ч) скорости. Нельзя не отметить хорошую способность шины проглатывать мелкие неровности, которыми так изобилует зимняя дорога. Похоже, практика подтверждает исходную теорию о превосходстве узкой шины в зимних условиях и экстремальные упражнения на извилистой трассе полигона словно вторят ей — по крайней мере, с позиций управляемости. Как-никак, лучше время и хорошо прогнозируемое управление скольжениями. Более мощная (185/65Я14) шина поначалу не производит должного впечатления. Она не только жестче и вибронагруженнее на мелких неровностях. Эта шина активнее реагирует на рыхлость покрытия, «всплывая» на снегу там, где узкая ехала без проблем. Отсюда нервозность в поведении машины и постоянная борьба с рысканиями даже в небольшой колее. В то же время и на обычной дороге заметно: как только автомобиль попадает на гладкие и ровные участки, широкий протектор лучше цепляется, причем неважно, что под колесами — укатанный снег или лед. И получается, что при всем коварстве шин в рыхлом снегу ВАЗ-2111 гораздо стабильнее проезжает участки виражей, раскатанные до зеркального блеска. Мнение о широкой шине постепенно меняется. Почти незаметно, по крупицам она набирает лучшие результаты в разгоне и торможении. Чувствуется, что идеально «выглаженные» участки для замеров ей по нраву. Аналогичная ситуация и на льду. Как водитель ни старается использовать все преимущества узкой шины, широкая хоть немного, но лучше! К тому же вполне объяснимо, что и на асфальте эта покрышка предпочтительнее. Ведь не секрет — многие зимние шины в подобных условиях грешат ватными, размазанными откликами. А увеличение ширины помогает бороться с подобными недостатками. Так что не все так просто и однозначно, как ожидалось. Будучи равноценными на снегу, шипованная и нешипованная шины тут же перестают дружить на льду. Причем разница, скажем, в торможении уже такова, что вряд ли убедительно прозвучит: дескать, без «гвоздей» шины тише, экономичнее и комфортнее. Но даже в коротком эксперименте заметно: как только у ламелей и шашек нешипованной покрышки появляется возможность хоть за что-нибудь зацепиться, они выполняют свою работу довольно эффективно. Более того, выясняется, что эта шина куда спокойнее реагирует на рыхлость и глубину снежного покрова, позволяя при быстрой езде вольнее обращаться с автомобилем. Скольжения на шипах приходится рассчитывать до миллиметра, опасаясь даже прикоснуться к снежной бровке — настолько резко автомобиль меняет настроение. А без шипов совершенно спокойно влетаешь в рыхлый снег — и никакой нервозности в поведении машины нет. Те же наблюдения в «тарированных» колеях, где «одиннадцатая» даже на больших колесах едет надежно и уверенно. Словом, в снегу, да и на асфальте отсутствие твердосплавных помощников, норовящих зацепиться за невидимый глазом рельеф дорожного покрытия, выглядит более чем логично. Таким образом, не стоит сбрасывать со счетов нешипованную или, как ее еще принято называть, фрикционную шину. Ведь по своей сути она более универсальна. Так что же выбрать — тормоза или управляемость? Ведь и там, и там на чаше весов безопасность. Лучше всего при выборе зимних шин придерживаться заводских инструкций, учитывая, что, поставив более широкие шины, вы, скорее всего, улучшите продольные сцепные свойства, но платой за это будет ухудшение управляемости, особенно на нестабильных, рыхлых покрытиях. Что касается шипов или их отсутствия, то за шипы говорит существенно меньший тормозной путь автомобиля на скользком покрытии: на льду или укатанном снегу. Поданным фирмы «Нокиан», 60 процентов столичных автомобилистов выбирает к зиме шипованные шины. Двадцать процентов предпочитает нешипованные, остальные не «переобуваются» вообще. |