Punto Club
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Главная страница.
Дефекты колеса

Даже бесформенные останки аварийного колеса при желании можно отбалансировать вывешенное, оно будет вращаться практически без вибрации. Ну, а как насчет его основной функции - быть опорой движущегося авто? Взгляните на рис. 1 и 2. Чем больше радиальное биение колеса (рис. 1), тем сильнее оно трясет узлы подвески, управления, а через них и кузов. Современные нормы ограничивают его величиной 1,0 мм. Считается что при этом возбуждаемая колесом вибрация сказывается на состоянии машины, ощущениях водителя и пассажиров.
Но у колеса есть и осевое биение (рис. 2) – при каждом обороте пятно контакта несколько смещается вправо-влево, передавая на руль переменную силу - и он колеблется. Норма для осевых биений колеса - не больше 1,5 мм. Между тем под действием ударов и других факторов диск и шина порой искривляются настолько, что фактическое смещение пятна контакта с дорогой от обоих видов биений превышает «допуск» во много раз! Такому колесу место на свалке.
Определить эти дефекты легко. У «квадратного» колеса биение и протектора, и обода видны невооруженным глазом. Можно их измерить - например, воспользовавшись кирпичом с линейкой (см. фото). Хотите точнее? А зачем? Биение около миллиметра – приемлемо, более – недопустимо! Иногда у новых шин встречается врожденный дефект (рис. 3). Смещение «половинок» хотя бы на полмиллиметра вызывает при качении переменные силы в контакте с дорогой, что крайне нежелательно. Но очень часто трясут и колеса отличной формы, ни разу не битые. Причина хорошо известна – недостаточно тщательная балансировка.

РАЗНЫЕ КОЛЕСА
Однажды за советом обратился коллега из не авто издания. Он из автосалона «девятку»... с разными колесами! Мы это поняли, не видя - по его рассказу: трясет руль! То сильней, то слабей - метров через сто может, проверить сход-развал, тормоза, рулевое. Причем тут сход-развал или рулевое, когда на передке колеса разные! Бедняга чуть табачным дымом не поперхнулся! Мол, как это возможно, чтобы на новой машине разные колеса?! Мы оказались правы. На левом - штатная шина 175/70x13, а на правом 165/70x13. Ошибка на конвейере? Вряд ли. А вот в автосалонах всякое бывает!
Вопрос: «А все же почему новенькие колеса руль трясут?»

ХОРОША ТЕОРИЯ...
Перед нами совсем новая «Самара». Насколько хорошо отбалансированы колеса – неизвестно. А чем больше дисбаланс, тем сильней трясет машину: вертикальную вибрацию как-то сглаживает амортизатор, горизонтальная же может передаться на руль.
Как это происходит, показано на рис. 4. Векторы неуравновешенных сил вращаются вместе с колесами и когда совпадают по направлению (рис. 4, а), передок автомобиля колеблется преимущественно в продольно-вертикальной плоскости, а руль спокоен. Но взаимоположение «тяжелых мест» колес меняется: на повороте они проходят разные пути, бывает, что неодинаково изношены, накачаны и т. д. В положении, как на рис. 4, б, неуравновешенные силы трясут руль уже вокруг его оси. Направления вибрационных перемещений показаны красными линиями.
А теперь о том же - в цифрах. Допустим, одно колесо всего на 0,1% меньше другого - результат износа. На прямой дороге на 1000 оборотов большего приходится 1001 оборот меньшего. При окружности протектора около 1,8 м через каждые 1800 м повторяется вся картина вибраций (уверен, многие автолюбители подобное замечали).
В случае с коллегой, обмерив шины, мы получили другие цифры: окружность левой - 183 см, а правой -179 см. Если не лезть в дебри теории, то примерно через 50 оборотов левой (в пути около 91,5 м) правая сделает 51 оборот. Картина опять-таки периодически повторяется.
На рис. 5 показаны переменные силы, передаваемые на руль колесами, в виде синусоидальных кривых с немного различающимися частотами. Их совместное действие иллюстрирует алгебраическая сумма. Не правда ли, занятно! Вот так и «треплет» руль - то больше, то меньше.
Но то же мы получим, гоняя машину с одинаковыми колесами по круговой трассе. Вот ответ еще на одну загадку: почему иногда вибрации руля неожиданно возникают (или, напротив, пропадают) после поворота дороги.
Еще один пример. Зима. Дорога "пятнистая»: тут асфальт, там лед. Руль трясет то сильней, то слабей, но без всякой системы... В чем дело? В хаотических проскальзываниях колес.
Ну а что объединяет все эти примеры? Существенный остаточный (после балансировки) дисбаланс колес, близкий к верхнему «допуску». Иначе говоря, балансировать их желательно как можно более точно. При малейших сомнениях в результатах балансировки стоит потребовать, чтобы колесо установили на станке через специальный адаптер, тогда оно центрируется строго по отверстиям под крепежные шпильки или болты, как и на автомобиле.
НЕПРОСТЫЕ «РЕАЛИИ»
Схема, показанная на рис. 3, - самая простая. В действительности любое реальное колесо имеет не только какой-то остаточный дисбаланс - статический и динамический, но и погрешности формы, да и жесткость шин по окружности неравномерна. К тому же вместе с колесами вращаются массивные детали - тормозные диски, приводы. Случалось, что, желая побороть вибрации, кто-то покупал высокоточные колеса, «обувал» их в лучшие шины, тщательно балансировал... и в итоге разочарованно разводил руками. А "Виноватыми» оказывались тормозные диски.
Наконец, на больших скоростях вращения шина ощутимо деформируется от центростремительных сил, и тогда дефекты ее каркаса, брекера, протектора могут выливаться в дополнительный дисбаланс. На низкооборотном станке и не поймаешь!
Чаще всего кривой диск заменяют. Но будет ли новый лучше? К сожалению, не то нынче качество запчастей, чтобы на это рассчитывать.
Особого внимания заслуживает внезапное, без видимых причин увеличение вибраций колес или руля. Остановимся, смотрим на шину. Прилипший к ободу ком глины, намерзший лед, потерянный балансировочный грузик - серьезные, хотя и безобидные источники «лихорадки». А вот когда на шине «грыжа» с кулак или отслоился кусок протектора -значит, остановились не зря; не доводить же дело до взрыва колеса!
Иногда в дисках колес (даже мягких стальных) возникают усталостные трещины. Сначала небольшие. Неряха, не моющий колес, едва ли их заметит. Позже трещины станут расти все быстрее и тряска начнет нарастать. Тот, кто на это отреагирует, будет прав, иначе колесо развалится.
Если руль трясет, важно понять характер вибрации. И в зависимости от этого искать ее источники. Биения колес выявить несложно. Запредельные недопустимы. В таких случаях диски колес меняют или (если это еще возможно) ремонтируют. Но для «кривых» шин – только замена.

Hosted by uCoz